В 2023 году, по данным открытых источников, стоимость автомобильных грузоперевозок в среднем выросла на 50%. Эксперты по логистике, прогнозировавшие в начале 2024 года очередную индексацию тарифов, оказались правы. В логистической компании МОЛКОМ уточняют, что в первом квартале 2024 года цена на автомобильные перевозки увеличилась на 30%, во втором и третьем — еще на 10%.
Эскалация внутриотраслевых проблем влияет на рост стоимости товаров. Малый и средний бизнес часто не готов эффективно управлять операционными затратами из-за ограниченного числа доступных инструментов — инвестиционных, технологических и логистических. Крупные компании, напротив, проактивно ищут решения, но зачастую внутри действующих бизнес-стратегий. В то же время, несмотря на возможную стабилизацию в 2025 году цен на топливо, запчасти и автотранспорт, стоимость логистики продолжит расти.
Совместно с логистическим оператором МОЛКОМ разбираемся, какие актуальные подходы могут помочь оптимизировать затраты на автомобильные грузоперевозки в 2025 году.
Совместно с логистическим оператором МОЛКОМ разбираемся, какие актуальные подходы могут помочь оптимизировать затраты на автомобильные грузоперевозки в 2025 году.
Факторы роста себестоимости логистики и прогноз на 2025 год
Первая причина удорожания операций в текущем и следующем году — дефицит водителей. Рекрутинговые сервисы в первом полугодии 2024 года оценивают его в 25%. В первую очередь, компании ищут водителей категории «C» и «E», мотивируя соискателей высокой заработной платой и закладывая ее в себестоимость логистики. Сервис Авито Работа подтверждает, что с 2023 по 2024 год средняя зарплата для новых сотрудников в сфере транспорта и логистики выросла на 15%.
Вследствие «кадрового голода» те транспортные компании, которые дополнительно упаковывают и переупаковывают грузы, индексируют тарифы и на эти услуги. По статистике hh.ru, в ТОП-3 категории специалистов, которых чаще всего ищут рекрутеры, входят и упаковщики.
Вторая причина роста себестоимости логистики — устаревание автопарка. Запчасти для импортных автомобилей, приобретенных до 2022 года, не только имеют завышенную цену, но и долго доставляются в Россию. Высокая стоимость новой техники также ограничивает обновление и расширение автопарка. Хотя на фоне насыщения рынка автомобилями локальных, китайских марок и тех, что поступают в Россию по параллельному импорту прогнозируется возможное снижение цен.
Третий фактор - рост розничной стоимости топлива. Федеральная служба государственной статистики подсчитала: с 27 мая по 3 июня 2024 года цена на бензин подскочила на 0,3%, дизельное топливо — на 0,2%.
Перевозчики, работающие на условиях долгосрочной аренды автомобилей, также ощущают удорожание логистики. 13 сентября 2024 года Банк России поднял ключевую ставку еще на 1% (примечание: на дату выхода статьи размер ключевой ставки составляет 21%), что автоматически повлияло на очередное увеличение стоимости лизинга. И это четвертая причина в перечне факторов повышения себестоимости логистики.
Пятая причина — утилизационный сбор. За последние месяцы это «болевая» точка производителей, дистрибьюторов и транспортных компаний. Согласно постановлению Правительства РФ №1255 от 13.09.2024 г., утилизационный сбор будет поэтапно индексироваться для определенных категорий транспорта, в том числе для «легковых коммерческих», «грузовых автомобилей», «прицепов» и «полуприцепов». С 1 октября 2024 года утильсбор на новую автотехнику уже вырос в среднем на 70-85%, а с 1 января каждого последующего года (вплоть до 2030-го) индексация составит 10-20%.
И последняя в списке, но не по важности, причина повышения себестоимости перевозок — ожидаемый запуск платформы «ГосЛог» в 2025 году. Организация платформы «ГосЛог» и единого реестра уведомлений о перевозке грузов обсуждается на уровне законопроекта, но если соответствующий законодательный акт будет принят с 1 марта 2025 года, то заниматься доставкой грузов смогут только участники рынка, включенные в реестр. По оценкам специалистов, в этом случае удорожание автоперевозок произойдет на уровне 20-30%.
Возникает вопрос: как в таких условиях действовать ритейлерам, логистическим операторам, службам доставки? Внедрять инструменты, которые снижают операционные затраты или задействовать те, что ведут к эффективным результатам при растущих расходах?
Вследствие «кадрового голода» те транспортные компании, которые дополнительно упаковывают и переупаковывают грузы, индексируют тарифы и на эти услуги. По статистике hh.ru, в ТОП-3 категории специалистов, которых чаще всего ищут рекрутеры, входят и упаковщики.
Вторая причина роста себестоимости логистики — устаревание автопарка. Запчасти для импортных автомобилей, приобретенных до 2022 года, не только имеют завышенную цену, но и долго доставляются в Россию. Высокая стоимость новой техники также ограничивает обновление и расширение автопарка. Хотя на фоне насыщения рынка автомобилями локальных, китайских марок и тех, что поступают в Россию по параллельному импорту прогнозируется возможное снижение цен.
Третий фактор - рост розничной стоимости топлива. Федеральная служба государственной статистики подсчитала: с 27 мая по 3 июня 2024 года цена на бензин подскочила на 0,3%, дизельное топливо — на 0,2%.
Перевозчики, работающие на условиях долгосрочной аренды автомобилей, также ощущают удорожание логистики. 13 сентября 2024 года Банк России поднял ключевую ставку еще на 1% (примечание: на дату выхода статьи размер ключевой ставки составляет 21%), что автоматически повлияло на очередное увеличение стоимости лизинга. И это четвертая причина в перечне факторов повышения себестоимости логистики.
Пятая причина — утилизационный сбор. За последние месяцы это «болевая» точка производителей, дистрибьюторов и транспортных компаний. Согласно постановлению Правительства РФ №1255 от 13.09.2024 г., утилизационный сбор будет поэтапно индексироваться для определенных категорий транспорта, в том числе для «легковых коммерческих», «грузовых автомобилей», «прицепов» и «полуприцепов». С 1 октября 2024 года утильсбор на новую автотехнику уже вырос в среднем на 70-85%, а с 1 января каждого последующего года (вплоть до 2030-го) индексация составит 10-20%.
И последняя в списке, но не по важности, причина повышения себестоимости перевозок — ожидаемый запуск платформы «ГосЛог» в 2025 году. Организация платформы «ГосЛог» и единого реестра уведомлений о перевозке грузов обсуждается на уровне законопроекта, но если соответствующий законодательный акт будет принят с 1 марта 2025 года, то заниматься доставкой грузов смогут только участники рынка, включенные в реестр. По оценкам специалистов, в этом случае удорожание автоперевозок произойдет на уровне 20-30%.
Возникает вопрос: как в таких условиях действовать ритейлерам, логистическим операторам, службам доставки? Внедрять инструменты, которые снижают операционные затраты или задействовать те, что ведут к эффективным результатам при растущих расходах?
Инструменты оптимизации затрат на транспортную логистику
1. Использование LTL-перевозок
При низкой загрузке автомобиля расходы на доставку увеличиваются. Например, правила FBS-отгрузок диктуют новые условия выбора между FTL или LTL-перевозками: небольшие по размеру и количеству заказы должны доставляться в пункты приема в сжатые сроки.
Если FTL-логистика еще оптимальна для экономики селлеров с ежедневными отгрузками в 200-500 заказов и больше, то для продавцов с объемом 5-10 заказов в день – она уже затруднительна.
С одной стороны, можно поменять тип автомобиля в соответствии с габаритами груза. С другой — распределить свободные площади внутри транспорта между несколькими отправителями для доставки в одни и те же точки, то есть воспользоваться LTL-перевозками.
Снижение тарифов на FTL как раз и объясняется спросом на доставку небольших партий товаров сборными грузами. Аналитики M.A. Research подсчитали: с января по март 2024 года стоимость FTL упала на 10,4%, а вот объем LTL-перевозок, напротив, увеличился. Тенденция, по предварительным прогнозам, не изменится вплоть до 2026 года.
2. Планирование и еще раз планирование
Срочная логистика может быть частью клиентского сервиса или результатом ошибочного планирования объемов и графиков перевозок. Если заранее спрогнозировать количество и габаритные характеристики грузов, определить загрузку транспорта и следовать графику, то возможно сэкономить до 40%.
Потребность в экспресс-логистике очевидна у товаров со срочным сценарием покупки. Расходы на доставку может полностью возмещать покупатель, частично или 100% оплачивать продавец или дотировать маркетплейс. Наличие срочной доставки также расширяет воронку продаж. Необязательно покупатели будут пользоваться «экспрессом», но лиды с таким запросом увеличат выручку. И даже в этом виде доставки своевременное и точное планирование влияет на частоту и размер издержек сверх нормы.
3. Исключить факторы простоя транспорта
Длительная обработка грузов на складе отправителя (получателя) увеличивает расходы на топливо, техобслуживание и оплату рабочего дня водителя и удлиняет время доставки. Вероятными источниками простоев транспорта могут быть:
● Недостаток сотрудников на производственных участках;
● Отсутствие нужных товаров или упаковочного материала;
● Технические сбои в системе, из-за которых, например, не печатаются этикетки для грузовых мест;
● Мало ворот для разгрузочно-погрузочных работ.
При низкой загрузке автомобиля расходы на доставку увеличиваются. Например, правила FBS-отгрузок диктуют новые условия выбора между FTL или LTL-перевозками: небольшие по размеру и количеству заказы должны доставляться в пункты приема в сжатые сроки.
Если FTL-логистика еще оптимальна для экономики селлеров с ежедневными отгрузками в 200-500 заказов и больше, то для продавцов с объемом 5-10 заказов в день – она уже затруднительна.
С одной стороны, можно поменять тип автомобиля в соответствии с габаритами груза. С другой — распределить свободные площади внутри транспорта между несколькими отправителями для доставки в одни и те же точки, то есть воспользоваться LTL-перевозками.
Снижение тарифов на FTL как раз и объясняется спросом на доставку небольших партий товаров сборными грузами. Аналитики M.A. Research подсчитали: с января по март 2024 года стоимость FTL упала на 10,4%, а вот объем LTL-перевозок, напротив, увеличился. Тенденция, по предварительным прогнозам, не изменится вплоть до 2026 года.
2. Планирование и еще раз планирование
Срочная логистика может быть частью клиентского сервиса или результатом ошибочного планирования объемов и графиков перевозок. Если заранее спрогнозировать количество и габаритные характеристики грузов, определить загрузку транспорта и следовать графику, то возможно сэкономить до 40%.
Потребность в экспресс-логистике очевидна у товаров со срочным сценарием покупки. Расходы на доставку может полностью возмещать покупатель, частично или 100% оплачивать продавец или дотировать маркетплейс. Наличие срочной доставки также расширяет воронку продаж. Необязательно покупатели будут пользоваться «экспрессом», но лиды с таким запросом увеличат выручку. И даже в этом виде доставки своевременное и точное планирование влияет на частоту и размер издержек сверх нормы.
3. Исключить факторы простоя транспорта
Длительная обработка грузов на складе отправителя (получателя) увеличивает расходы на топливо, техобслуживание и оплату рабочего дня водителя и удлиняет время доставки. Вероятными источниками простоев транспорта могут быть:
● Недостаток сотрудников на производственных участках;
● Отсутствие нужных товаров или упаковочного материала;
● Технические сбои в системе, из-за которых, например, не печатаются этикетки для грузовых мест;
● Мало ворот для разгрузочно-погрузочных работ.
Дмитрий Лисицын, операционный директор логистического оператора МОЛКОМ, рекомендует для снижения простоя транспортных средств при разгрузке и приемке заранее рассчитывать, учитывая параметры груза, время на обработку.
«Во-первых, так вы повысите точность запланированных временных слотов и эффективно распределите ресурсы на обработку входящего грузопотока. Во-вторых, это поможет поставщикам и перевозчикам отрегулировать и организовать график движения транспорта в этот и другие дни», - отмечает Дмитрий.
Еще один инструмент сокращения количества простоев — применения одного тягача для нескольких трейлеров. Как это работает: машина встает под погрузку, расцепляется и «берет» ранее загруженный трейлер для доставки груза до локального получателя. Затем возвращается на склад, и цикл повторяется. При этом должно выполняться наличие двух требований:
Среди 3PL-операторов возможна коллаборация обрабатываемых на одном складе клиентов: разгруженная машина еще до приезда на склад будет запланирована на отгрузку отправлений другого продавца.
Но что делать транспортным компаниям, которые только забирают товары? Первое и очевидное — заложить затраты на простой в тарифы. Второе — обсудить реальную ситуацию с заказчиком, подтвердив ее накладными о приеме и передаче товаров, где отмечено время выполнения операции. Третье — согласовать с клиентом новый график, что, вероятно, более выгодно обеим сторонам.
- временная стоянка, где можно разместить загруженные трейлеры;
- «маневровый» тягач.
Среди 3PL-операторов возможна коллаборация обрабатываемых на одном складе клиентов: разгруженная машина еще до приезда на склад будет запланирована на отгрузку отправлений другого продавца.
Но что делать транспортным компаниям, которые только забирают товары? Первое и очевидное — заложить затраты на простой в тарифы. Второе — обсудить реальную ситуацию с заказчиком, подтвердив ее накладными о приеме и передаче товаров, где отмечено время выполнения операции. Третье — согласовать с клиентом новый график, что, вероятно, более выгодно обеим сторонам.
4. Близость склада к потребителю
Чтобы уменьшить логистическое плечо и стоимость перевозки грузов, склады и сортировочные центры должны располагаться близко к потребителю.
В условиях дефицита складских площадей в ЦФО и регионах расширять географию покупателей сложнее и дороже. Если раньше в Москве и области ритейлеры могли сравнивать, на каких складах им выгоднее базироваться, то сегодня они выбирают из того, что есть, и выбор невелик. К тому же, в 2024 году индексировались арендные ставки, стоимость строительства объектов с нуля, цены на услуги логоператоров и складов маркетплейсов.
«Быть ближе к покупателю» - идея более доступная селлерам в модели FBO, поскольку склады маркетплейсов расположены во многих регионах. Размещение товаров на большем количестве региональных площадок улучшает индекс локализации и снижает тарифы на логистику. Но возникают другие вопросы – как оперативно найти свободные места на складах маркетплейсов (они тоже в дефиците), вовремя попасть в слоты и еще: где малому и среднему бизнесу взять столько товаров, чтобы покрыть большинство складов, как это делают крупные ритейлеры.
Чтобы уменьшить логистическое плечо и стоимость перевозки грузов, склады и сортировочные центры должны располагаться близко к потребителю.
В условиях дефицита складских площадей в ЦФО и регионах расширять географию покупателей сложнее и дороже. Если раньше в Москве и области ритейлеры могли сравнивать, на каких складах им выгоднее базироваться, то сегодня они выбирают из того, что есть, и выбор невелик. К тому же, в 2024 году индексировались арендные ставки, стоимость строительства объектов с нуля, цены на услуги логоператоров и складов маркетплейсов.
«Быть ближе к покупателю» - идея более доступная селлерам в модели FBO, поскольку склады маркетплейсов расположены во многих регионах. Размещение товаров на большем количестве региональных площадок улучшает индекс локализации и снижает тарифы на логистику. Но возникают другие вопросы – как оперативно найти свободные места на складах маркетплейсов (они тоже в дефиците), вовремя попасть в слоты и еще: где малому и среднему бизнесу взять столько товаров, чтобы покрыть большинство складов, как это делают крупные ритейлеры.
5. Заменить упаковочный материал и пересмотреть принцип сборки грузового места
Забирают свободное место в грузовой части автомобиля: объемный упаковочный материал (иногда не соразмерный с габаритами вложений), неправильная загрузка коробов на палетах и расстановка отправлений в кузове.
Но наиболее частая ошибка — упаковка. Например, вместо того, чтобы не хрупкие товары с маленьким объемным весом сложить в сейф-пакет или «запечатать» в термоусадочную пленку, используют короба с наполнителями. В результате в грузовой короб помещается меньше заказов, чем могло быть.
Замена упаковки влияет и на снижение ее стоимости. Двойная выгода, но она должна разумно сочетаться с сохранением целостности груза.
6. Дипломатия и скидки за объем
Транспортные компании предлагают скидки на услуги, если отправитель наращивает грузооборот и передает его перевозчику. Обсуждать подобную возможность с подрядчиком, все-таки, стоит, а при долговременном сотрудничестве не нужно исключать и диалог о персональных условиях.
7. Причем тут страхование груза?
Страхование — необходимая процедура, если ритейлер хочет защитить бизнес от непредвиденных трат.
Часто стоимость страховки уже включена в тарифы на логистику, но продавцу не обязательно заказывать эту услугу у перевозчика. Рациональнее сначала изучить рынок, поискать предложения и сравнить условия частных страховых компаний, проанализировав затраты на доставку одного отправления.
8. Управление логистикой посредством TMS
Коробочные или самописные TMS-решения (Transport Management System — система управления транспортом) одновременно ускоряют и рационализируют операции, влияющие на стоимость логистики:
● Планирование маршрутов;
● Распределение грузов между транспортными компаниями на основе автоматического мониторинга их тарифов;
● Проведение спотовых аукционов;
● Оценка фактического времени доставки и учет опозданий перевозчиков;
● Контроль движения заказов и время пребывания груза в каждом статусе;
● Калькуляция доставки.
Встроенная в TMS маршрутизация дает разный эффект компаниям — от нескольких процентов до 10-20%. «Ручное» составление логистических маршрутов не учитывает тот массив данных, который система проанализирует за минуты. Некоторые эксперты заявляют: чтобы построить маршрут, например, внутри города, нужно проанализировать минимум до 1 млн. вариантов.
В небольших компаниях логисты, к сожалению, нечасто пользуются специализированным ПО, отчего бизнес лишается возможности минимизировать пробег автомобилей и время простоя «в пути», оптимизировать расходы на ГСМ, добиться эффективной загрузки транспортных средств и сократить время доставки.
Забирают свободное место в грузовой части автомобиля: объемный упаковочный материал (иногда не соразмерный с габаритами вложений), неправильная загрузка коробов на палетах и расстановка отправлений в кузове.
Но наиболее частая ошибка — упаковка. Например, вместо того, чтобы не хрупкие товары с маленьким объемным весом сложить в сейф-пакет или «запечатать» в термоусадочную пленку, используют короба с наполнителями. В результате в грузовой короб помещается меньше заказов, чем могло быть.
Замена упаковки влияет и на снижение ее стоимости. Двойная выгода, но она должна разумно сочетаться с сохранением целостности груза.
6. Дипломатия и скидки за объем
Транспортные компании предлагают скидки на услуги, если отправитель наращивает грузооборот и передает его перевозчику. Обсуждать подобную возможность с подрядчиком, все-таки, стоит, а при долговременном сотрудничестве не нужно исключать и диалог о персональных условиях.
7. Причем тут страхование груза?
Страхование — необходимая процедура, если ритейлер хочет защитить бизнес от непредвиденных трат.
Часто стоимость страховки уже включена в тарифы на логистику, но продавцу не обязательно заказывать эту услугу у перевозчика. Рациональнее сначала изучить рынок, поискать предложения и сравнить условия частных страховых компаний, проанализировав затраты на доставку одного отправления.
8. Управление логистикой посредством TMS
Коробочные или самописные TMS-решения (Transport Management System — система управления транспортом) одновременно ускоряют и рационализируют операции, влияющие на стоимость логистики:
● Планирование маршрутов;
● Распределение грузов между транспортными компаниями на основе автоматического мониторинга их тарифов;
● Проведение спотовых аукционов;
● Оценка фактического времени доставки и учет опозданий перевозчиков;
● Контроль движения заказов и время пребывания груза в каждом статусе;
● Калькуляция доставки.
Встроенная в TMS маршрутизация дает разный эффект компаниям — от нескольких процентов до 10-20%. «Ручное» составление логистических маршрутов не учитывает тот массив данных, который система проанализирует за минуты. Некоторые эксперты заявляют: чтобы построить маршрут, например, внутри города, нужно проанализировать минимум до 1 млн. вариантов.
В небольших компаниях логисты, к сожалению, нечасто пользуются специализированным ПО, отчего бизнес лишается возможности минимизировать пробег автомобилей и время простоя «в пути», оптимизировать расходы на ГСМ, добиться эффективной загрузки транспортных средств и сократить время доставки.
9. Работать с выкупом заказов
Еще одна задача повышенной сложности — найти решения, как снизить процент возвратов до «умеренного» минимума, потому что полностью исключить их невозможно.
Ритейлеры пользуются разными способами, например:
●Продавать товары, которые запрещено возвращать после выкупа.
●Добавить в ассортимент товары универсального размера.
●Использовать в карточке фотографии, не искажающие размер и цвет продукта.
●Закреплять размерную сетку.
●Прописывать в инфографике инструкцию по выбору товара.
●Прочно упаковывать заказы.
●Соблюдать таймслоты сборки, отгрузки и доставки.
●Наклеивать на отправления этикетки «Собрано под камерой».
У каждого продавца есть свой инструментальный микс, определяемый категорией, каналом продаж и характеристиками покупателей.
10. Гиперлокальная доставка
Гиперлокальная доставка требует либо наличия разветвленной сети оффлайн-точек, дарксторов с близким расположением к покупателям, либо инвестиций в их строительство. Несмотря на непростую организацию, формат снижает стоимость доставки отправлений благодаря высокой плотности оффлайн-точек, росту онлайн-заказов, высокому среднему чеку, равномерному распределению курьеров по зонам доставки.
Достигается и экономия на топливе и техобслуживании. Например, курьеры, которые доставляют готовую еду или продукты питания за 15-20 минут, часто передвигаются не на автомобилях, а пешком или на велосипедах, самокатах.
Еще одна задача повышенной сложности — найти решения, как снизить процент возвратов до «умеренного» минимума, потому что полностью исключить их невозможно.
Ритейлеры пользуются разными способами, например:
●Продавать товары, которые запрещено возвращать после выкупа.
●Добавить в ассортимент товары универсального размера.
●Использовать в карточке фотографии, не искажающие размер и цвет продукта.
●Закреплять размерную сетку.
●Прописывать в инфографике инструкцию по выбору товара.
●Прочно упаковывать заказы.
●Соблюдать таймслоты сборки, отгрузки и доставки.
●Наклеивать на отправления этикетки «Собрано под камерой».
У каждого продавца есть свой инструментальный микс, определяемый категорией, каналом продаж и характеристиками покупателей.
10. Гиперлокальная доставка
Гиперлокальная доставка требует либо наличия разветвленной сети оффлайн-точек, дарксторов с близким расположением к покупателям, либо инвестиций в их строительство. Несмотря на непростую организацию, формат снижает стоимость доставки отправлений благодаря высокой плотности оффлайн-точек, росту онлайн-заказов, высокому среднему чеку, равномерному распределению курьеров по зонам доставки.
Достигается и экономия на топливе и техобслуживании. Например, курьеры, которые доставляют готовую еду или продукты питания за 15-20 минут, часто передвигаются не на автомобилях, а пешком или на велосипедах, самокатах.
Вместо заключения
В 2025 году расходы на автомобильные грузоперевозки продолжат расти. Предварительно темп будет ниже того, что рынок зафиксировал в 2023 году и продолжает наблюдать в 2024. Индексация негативно сказывается на стоимости товаров, сроках и качестве автомобильных грузоперевозок. Однако при грамотном подходе затраты на логистику возможно оптимизировать.
Источник: Retail.ru