Регулярная задача 99% селлеров, торгующих по модели FBO, звучит как «отгрузить поставки на склады маркетплейсов без возвратов и непредвиденных штрафов». Несмотря на минимальное влияние продавцов на срок оприходования товаров, качественно подготовленная поставка ускоряет запуск продаж и возврат инвестиций в маркетинг.
В предыдущих обзорах мы рассматривали подходы, как начинающим, средним и крупным селлерам распределить товары между центральными и региональными складами Wildberries и Ozon.
Однако продавец извлечет максимум пользы из индекса локализации, если не только выберет нужный склад и без ошибок составит заявку, но и правильно подготовит грузовые места: сложит товары в упаковку, которая подходит категории и габаритам, наклеит на товарную единицу читаемую этикетку, а на грузовом месте — штрихкод поставки и т.д.
В новом материале рассказываем об алгоритме работы МОЛКОМ с отгрузками по модели FBO.
В предыдущих обзорах мы рассматривали подходы, как начинающим, средним и крупным селлерам распределить товары между центральными и региональными складами Wildberries и Ozon.
Однако продавец извлечет максимум пользы из индекса локализации, если не только выберет нужный склад и без ошибок составит заявку, но и правильно подготовит грузовые места: сложит товары в упаковку, которая подходит категории и габаритам, наклеит на товарную единицу читаемую этикетку, а на грузовом месте — штрихкод поставки и т.д.
В новом материале рассказываем об алгоритме работы МОЛКОМ с отгрузками по модели FBO.
Как устроена FBO обработка товаров глазами логистического оператора
Фулфилмент-провайдеры часто убеждают селлеров в 100% аутсорсинге складских задач по модели FBO, но так эта система не работает. Логистический оператор и продавец — оба участвуют в процессе с разной степенью вовлеченности.
Клиенты МОЛКОМ:
Оператор — это руки. Он отвечает за физику складских и логистических операций по модели FBO и управляет сроками. В этом контексте МОЛКОМ занимается:
За этими процессами скрывается второй слой задач — например, оператор укомплектовывает штат так, чтобы справиться с обработкой заявленного объема поставки и дедлайнами, обучает складских сотрудников и водителей работе с FBO заданиями, дорабатывает системы автоматизации и пр.
На текущий день МОЛКОМ собирает товары и доставляет по модели FBO для универсальных (Вайлдберриз, Озон, Яндекс Маркет) и нишевых маркетплейсов, например, Лемана ПРО.
Клиенты МОЛКОМ:
- Следят за количеством остатков на складах маркетплейсов;
- Оценивают динамику индекса локализации, географию и объем продаж, что помогает решить, какие товары, в каком количестве и на каких складах удерживать.
- Создают заявки на поставку в личном кабинете маркетплейса;
- Генерируют и скачивают обязательные штрихкода.
Оператор — это руки. Он отвечает за физику складских и логистических операций по модели FBO и управляет сроками. В этом контексте МОЛКОМ занимается:
- Хранением и предпродажной подготовкой товаров;
- Маркировкой товарных единиц;
- Сборкой грузовых мест и внешней упаковкой;
- Нанесением специальных этикеток поставок по требованиям маркетплейсов;
- Подбором транспортного средства и графика отгрузок;
- Доставкой товаров на центральный, региональный склад или пункт приема для транзитных поставок.
За этими процессами скрывается второй слой задач — например, оператор укомплектовывает штат так, чтобы справиться с обработкой заявленного объема поставки и дедлайнами, обучает складских сотрудников и водителей работе с FBO заданиями, дорабатывает системы автоматизации и пр.
На текущий день МОЛКОМ собирает товары и доставляет по модели FBO для универсальных (Вайлдберриз, Озон, Яндекс Маркет) и нишевых маркетплейсов, например, Лемана ПРО.
Клиент и маркетплейс — ключевые поставщики информации для МОЛКОМ
Прежде, чем начать работу с товарами по схеме FBO, клиент отправляет нам ТЗ (Техническое задание) для настройки системы учета склада под новый тип заявки. Задание на отгрузку поступает в систему МОЛКОМ автоматически по API. Внутри файла указано:
Задания могут быть с повышенной сложностью и выходить за рамках стандартной FBO обработки: например, нужно наклеить на каждую единицу стикер с баркодом, упаковать или переупаковать (термоусадка, ВПП или другое) определенным образом, собрать грузовое место с конкретным составом товаров и пр. Об этом клиент сообщает персональному менеджеру (а значит, и складу) в личном письме.
Маркетплейс — второй поставщик информации, так как площадки вводят новые правила упаковки товаров и грузовых мест. Логистический оператор должен знать о поправках в Оферте, которые напрямую влияют на результаты его работы, на исход отгрузки, и перестраивать процессы.
Предположим, теперь товар складывается не в 1, а в 3 слоя пузырчатой пленки. Тогда провайдер рассчитывает расход материалов, сообщает об этом клиенту и далее (при взаимном согласии) отгружает товары в той индивидуальной упаковке, в которой площадка примет сток.
МОЛКОМ самостоятельно отслеживает новости маркетплейсов (если продавец открывает доступ в личные кабинеты) либо об этом нас оповещают клиенты.
Вслед за подтверждением заявки начинается подбор товаров. На складе они могут размещаться россыпью или в коробах. Если товарные единицы уже собраны на палетах, а каждая из них не требует дополнительной упаковки и стикерования, тогда обработка ускорится благодаря меньшим трудозатратам.
Если товары все-таки оборачиваются в стретч-, пузырчатую или термоусадочную пленку, в плотный пакет, тогда индивидуальная упаковка ассортимента становится первоочередной задачей склада. Она состоит из обилия нюансов, произрастающих из категории, весогабаритных характеристик, состояния товара. Например, маркетплейсы (за исключением некоторых позиций в «Электронике») считают заводскую упаковку частью продукта, а значит, она не заменит индивидуальную, в которой площадка принимает SKUs.
МОЛКОМ заранее утверждает с клиентом используемые упаковочные материалы, затем укладывает в них товары и поверх — наносит распечатанный и читаемый (без затертостей и повреждений) штрихкод (ШК) согласованного с маркетплейсом формата. Совпадение штрихкода на упаковке и в товарной карточке обязательно, иначе сотрудники маркетплейса при неудачной попытке отсканировать ШК признают товар обезличенным. Отдельно проверяются читаемость «Честного знака» и наличие уникальных SN (серийных) и IMEI номеров.
Далее сотрудники склада МОЛКОМ формируют грузовое место, следуя принципам:
Согласно правилам Ozon, короба могут быть 4 размеров — «S» (30 × 20 × 30 см), «М» (40 × 30 × 40 см), «L» (60 × 40 × 40 см) или «XL» (60 × 80 × 50 см). Палеты соответствуют европейским размерам, а вместе с грузом не превышают габаритов — 120 × 80 × 220 см.
У Wildberries схожие требования: короб сделан из трехслойного гофрокартона, его вес с грузом не переступает порог в 25 кг, а сумма длин трех сторон составляет не более 140 см. У палет лимиты шире, например, сумма длин трех сторон ограничена 200 см.
В середине и в конце операции мы информируем клиента о готовности поставки, направляя статусы «Подобрано» или «Подобрано с изменениями» и «Упаковано». Для решения спорных вопросов связываемся лично по электронной почте или телефону. Случается, что во время сборки клиент решает полностью или частично аннулировать задание. Однако при успешном исходе операции мы:
Последующее участие МОЛКОМ в движении товаров по схеме FBO может быть разным, тем не менее финальный складской статус поставки — «Отгружено».
Время обработки задания на отгрузку по FBO на складе МОЛКОМ определяется объемом работ и слотами маркетплейсов, но средний интервал составляет 24-48 часов.
- Какие артикулы и в каком количестве собрать;
- Кто получатель груза (юридическое название маркетплейса);
- Куда доставить поставку — адрес склада, СЦ (Сортировочный центр) или пункта приема. Кстати, комплекс МОЛКОМ, базирующийся в г. Пушкино, расположен вблизи СЦ «Пушкино» (Wildberries) и фулфилмент-центра «Пушкино» (Ozon), поэтому товары клиентов оперативно поступают на конечную точку;
- Тип поставки — MONO или MIX. Клиент также помечает, в чем отгружать товары — в коробах или на палетах. Ozon принимает моно и микс-поставки: в коробах должно быть до 30 товарных единиц, на палетах — не более 40 шт., при этом ограничений по количеству артикулов внутри грузового места нет. Хотя приемка пройдет быстрее, если сложить товары на палету уровнями, где 1 уровень — это 1 артикул. Wildberries, напротив, требует размещать на палете не более 3 артикулов, вертикально разделенных картоном.
Задания могут быть с повышенной сложностью и выходить за рамках стандартной FBO обработки: например, нужно наклеить на каждую единицу стикер с баркодом, упаковать или переупаковать (термоусадка, ВПП или другое) определенным образом, собрать грузовое место с конкретным составом товаров и пр. Об этом клиент сообщает персональному менеджеру (а значит, и складу) в личном письме.
Маркетплейс — второй поставщик информации, так как площадки вводят новые правила упаковки товаров и грузовых мест. Логистический оператор должен знать о поправках в Оферте, которые напрямую влияют на результаты его работы, на исход отгрузки, и перестраивать процессы.
Предположим, теперь товар складывается не в 1, а в 3 слоя пузырчатой пленки. Тогда провайдер рассчитывает расход материалов, сообщает об этом клиенту и далее (при взаимном согласии) отгружает товары в той индивидуальной упаковке, в которой площадка примет сток.
МОЛКОМ самостоятельно отслеживает новости маркетплейсов (если продавец открывает доступ в личные кабинеты) либо об этом нас оповещают клиенты.
Вслед за подтверждением заявки начинается подбор товаров. На складе они могут размещаться россыпью или в коробах. Если товарные единицы уже собраны на палетах, а каждая из них не требует дополнительной упаковки и стикерования, тогда обработка ускорится благодаря меньшим трудозатратам.
Если товары все-таки оборачиваются в стретч-, пузырчатую или термоусадочную пленку, в плотный пакет, тогда индивидуальная упаковка ассортимента становится первоочередной задачей склада. Она состоит из обилия нюансов, произрастающих из категории, весогабаритных характеристик, состояния товара. Например, маркетплейсы (за исключением некоторых позиций в «Электронике») считают заводскую упаковку частью продукта, а значит, она не заменит индивидуальную, в которой площадка принимает SKUs.
МОЛКОМ заранее утверждает с клиентом используемые упаковочные материалы, затем укладывает в них товары и поверх — наносит распечатанный и читаемый (без затертостей и повреждений) штрихкод (ШК) согласованного с маркетплейсом формата. Совпадение штрихкода на упаковке и в товарной карточке обязательно, иначе сотрудники маркетплейса при неудачной попытке отсканировать ШК признают товар обезличенным. Отдельно проверяются читаемость «Честного знака» и наличие уникальных SN (серийных) и IMEI номеров.
Далее сотрудники склада МОЛКОМ формируют грузовое место, следуя принципам:
- Использовать транспортную упаковку, которая не противоречит типу (короб или палета) и объему поставки, условиям маркетплейса.
Согласно правилам Ozon, короба могут быть 4 размеров — «S» (30 × 20 × 30 см), «М» (40 × 30 × 40 см), «L» (60 × 40 × 40 см) или «XL» (60 × 80 × 50 см). Палеты соответствуют европейским размерам, а вместе с грузом не превышают габаритов — 120 × 80 × 220 см.
У Wildberries схожие требования: короб сделан из трехслойного гофрокартона, его вес с грузом не переступает порог в 25 кг, а сумма длин трех сторон составляет не более 140 см. У палет лимиты шире, например, сумма длин трех сторон ограничена 200 см.
- Продукция из разных поставок не лежит в одной коробке или палете.
- Товары на палете обернуты стретч-пленкой в 3 слоя и не выходят за границы поддона дальше, чем на 2 см с каждой стороны для Ozon и не более 3 см для Wildberries. Центр тяжести не смещен.
- Размещать на грузовом месте (на коробке или палете) только одну соответствующую поставке этикетку. По коду, напечатанному на ней, маркетплейс идентифицирует поставку и связывает ее с товарами внутри. Ошибочная маркировка на грузовом месте может быть причиной недостачи. Размер этикетки часто соответствует формату листа А4.
В середине и в конце операции мы информируем клиента о готовности поставки, направляя статусы «Подобрано» или «Подобрано с изменениями» и «Упаковано». Для решения спорных вопросов связываемся лично по электронной почте или телефону. Случается, что во время сборки клиент решает полностью или частично аннулировать задание. Однако при успешном исходе операции мы:
- подтверждаем упаковку;
- передаем список кодов маркировки или SSCC кодов, отгруженных на маркетплейс;
- в ответ получаем от клиента номер универсального передаточного документа.
Последующее участие МОЛКОМ в движении товаров по схеме FBO может быть разным, тем не менее финальный складской статус поставки — «Отгружено».
Время обработки задания на отгрузку по FBO на складе МОЛКОМ определяется объемом работ и слотами маркетплейсов, но средний интервал составляет 24-48 часов.
Роль МОЛКОМ в транспортной логистике продавца по модели FBO
Услуги МОЛКОМ могут ограничиться комплектацией и упаковкой поставки. Сотрудники склада передадут ее водителю службы доставки продавца или маркетплейса. Однако мы готовы выполнить и полный комплекс логистических задач и отвезти поставку на конечную точку. Для этого у нас есть собственный транспорт, водители, настроенные маршруты. МОЛКОМ не только доставляет, но и экспедирует грузы.
Отправка товаров возможна напрямую:
По запросу возможно организовать перемещение груза из Москвы и области в страны СНГ, ведь склады Ozon, допустим, базируются в Армении, Казахстане, республике Беларусь.
Логистикой МОЛКОМ перевозятся мелко- и крупногабаритные грузы, FMCG-товары, включая Fashion и Beauty, товары для дома и дачи, фармацевтическая продукция, электроника и бытовая техника, автозапчасти и др. Характеристики собственных машин МОЛКОМ не противоречат ограничениям маркетплейсов для транспортных средств. WB допускает к разгрузке, например, только автомобили, у которых минимальная ширина кузова — 185 см, а высота от земли до борта с учетом просадки — 110 см.
В ситуации, когда склад площадки не принимает товары, мы оперативно оповещаем клиентов и объясняем проблему и разрешаем ее по ситуации. Порой FBO-поставка возвращается из-за загруженности складского терминала маркетплейса, тогда наш водитель отвозит товары обратно на склад МОЛКОМ и уже в другой день (по согласованию с клиентом) повторяет отгрузку. Это удобно для селлера, так как необходимости в настройке общения между службой доставкой и складом попросту нет, ведь за склад и транспорт отвечает один и тот же подрядчик — компания МОЛКОМ.
Отправка товаров возможна напрямую:
- на конечный склад площадки в Москве, Московской области и в регионах;
- в пункт приема Wildberries, Ozon, откуда маркетплейс кросс-докингом перевезет товары на свои склады в нужные территориальные зоны;
По запросу возможно организовать перемещение груза из Москвы и области в страны СНГ, ведь склады Ozon, допустим, базируются в Армении, Казахстане, республике Беларусь.
Логистикой МОЛКОМ перевозятся мелко- и крупногабаритные грузы, FMCG-товары, включая Fashion и Beauty, товары для дома и дачи, фармацевтическая продукция, электроника и бытовая техника, автозапчасти и др. Характеристики собственных машин МОЛКОМ не противоречат ограничениям маркетплейсов для транспортных средств. WB допускает к разгрузке, например, только автомобили, у которых минимальная ширина кузова — 185 см, а высота от земли до борта с учетом просадки — 110 см.
В ситуации, когда склад площадки не принимает товары, мы оперативно оповещаем клиентов и объясняем проблему и разрешаем ее по ситуации. Порой FBO-поставка возвращается из-за загруженности складского терминала маркетплейса, тогда наш водитель отвозит товары обратно на склад МОЛКОМ и уже в другой день (по согласованию с клиентом) повторяет отгрузку. Это удобно для селлера, так как необходимости в настройке общения между службой доставкой и складом попросту нет, ведь за склад и транспорт отвечает один и тот же подрядчик — компания МОЛКОМ.
За нас скажут цифры
Для того, чтобы не быть голословными, мы подсчитали, с каким объемом товаров МОЛКОМ взаимодействовал при классической 3PL-обработке по итогам 2024 года: 100 000 заказов, 5 000 000 палет и 350 000 000 товарных единиц, при этом 99,985% отгрузок выполнены без ошибок.
Если вы хотите заниматься продажами и расти, а не регулярно складывать товары в индивидуальные упаковки, наносить коды маркировки, формировать грузовые места и сверять номера этикеток. Если вы устали от очередей на складах и в пунктах приема маркетплейсов и не готовы терять время, которое можно инвестировать в продвижение бренда и создание команды, начните использовать преимущества аутсорсинга — сотрудничайте с надежными логистическими операторами полного цикла.
Оставьте заявку по ссылке и мы направим персональный расчет стоимости обработки и (или) доставки товаров по модели FBO.
*Данные, представленные в статье, актуальны на 21.02.2025 г.
Если вы хотите заниматься продажами и расти, а не регулярно складывать товары в индивидуальные упаковки, наносить коды маркировки, формировать грузовые места и сверять номера этикеток. Если вы устали от очередей на складах и в пунктах приема маркетплейсов и не готовы терять время, которое можно инвестировать в продвижение бренда и создание команды, начните использовать преимущества аутсорсинга — сотрудничайте с надежными логистическими операторами полного цикла.
Оставьте заявку по ссылке и мы направим персональный расчет стоимости обработки и (или) доставки товаров по модели FBO.
*Данные, представленные в статье, актуальны на 21.02.2025 г.