Блог

Как проверять качество FBS-возвратов: обзор категории «Электроника»

Если и присутствует тема, которую редко освещают отраслевые медиа, то это возвратная логистика. Инфополе вокруг нее подогревают, пожалуй, маркетплейсы, выпуская релизы о новых правилах работы. Однако в некоторых категориях, в том числе дорогостоящих, с уровнем возвратов до 70% ресурсы ритейлеров направлены на работу с ремиссионным потоком.
Возвратная логистика — тема одновременно сложная для маркетплейсов, логистических операторов и продавцов. Управлять микрооперациями, отвечающими за движение возвратов — трудоемкая задача. Ни одна из сторон не уверена в гарантированном получении товаров в надлежащем виде. Иногда возвращаются чужие заказы, продукты с браком или без индивидуальной упаковки. Идентификация и выбраковка становятся чуть ли не главными операциями в возвратной логистике.
В этом материале на примере категории «Электроника» и опыта компании МОЛКОМ разберем, как проверить на складе возвраты с маркетплейсов по модели FBS.

Предстартовая работа или «матчасть»

Невозможно обсуждать операции, не разобравшись в специфике категории и препятствиях под авторством маркетплейсов…
Во-первых, в работе с электроникой сотрудник склада контролирует и идентифицирует возвраты:
  • По количеству поступивших позиций;
  • По артикулу;
  • По атрибутам, которые заранее утверждены селлером — серийный номер (SN) и (или) IMEI.

Внимательность складского сотрудника — ценный «soft skill», поэтому на участок приема и обработки возвратов назначаются специалисты с аналогичным опытом.
Во-вторых, ограничивают и печальные факты о работе с возвратами на маркетплейсах:

  1. Работники ПВЗ могут не посмотреть, что лежит в коробке, которую покупатель принес на возврат. И речь не об оригинальности товара — это сумеет определить только продавец. Дело в проверке содержимого транспортной упаковки, в ответе на вопрос — что внутри. Подобная халатность «доставляет» селлеру вместо мобильного телефона камень или что-то еще. И это не вымышленный кейс!
  2. Спустя 14 дней с момента выкупа товар Ozon автоматически подтверждает заявки с пометкой «Брак», не запрашивая у покупателя документы, которые исключают поломку техники по вине потребителя.
  3. Если вовремя не забрать возвраты от маркетплейсов, хранение станет платным, а вскоре товары утилизируют. Кстати, оплачивают эту услугу тоже селлер.

МОЛКОМ, анализируя вышеперечисленные условия, решил обрабатывать возвраты под видеокамерами в 4 этапа. Так мы помогаем продавцам собирать доказательную базу для ведения претензионной работы с маркетплейсами и не допускаем, чтобы бракованная электроника или товары с испорченной упаковкой попадали в основной сток.

Алгоритм обработки FBS-возвратов на складе логистического оператора

Стартовый шаг МОЛКОМ — выгрузить отправления из автомобиля и переместить груз в зону видеофиксации приемки.

Шаг №2: сотрудник склада ищет видимые внешние повреждения грузового места — загрязнения, замятия, подтеки, надрывы и т. д. Следом он разворачивает и поднимает к камере сторону транспортной упаковки, где наклеена транспортная этикетка с номером отправления. И держит ее в таком положении 3-5 секунд.

Если на грузовом месте найдены внешние отклонения, они также фиксируются на видеокамеру — все, без исключения.

Шаг №3 — сотрудник открывает грузовое место, берет каждое вложение и ищет на индивидуальной упаковке наклейку с серийным номером и/или IMEI. Следом он сопоставляет фактический номер с тем, который должен вернуться на склад.

Если этот этап контроля товар прошел успешно или провалил, то в любом случае продукт с серийным номером и/или IMEI поднимается к видеокамере.

Индивидуальную упаковку без подобной наклейки сотрудник склада также показывает на камеру с разных сторон.

Шаг №4 — визуальный осмотр индивидуальной упаковки. Механические повреждения или вскрытая секьюрити-пломба аналогично записываются на видеокамеру с 2-3 позиций. Если сотрудник склада находит их, тогда вскрывает индивидуальную упаковку, чтобы:

  • Проверить наличие товара и исключить подмену.
  • Проконтролировать соответствие продукта его наименованию (марка, модель и т. п.).

Кстати, МОЛКОМ всегда сообщает клиенту о подозрении на неоригинальность возвращенного товара, поскольку подтвердить или опровергнуть гипотезу способен только технический эксперт продавца.

Если на заключительном шаге найдены повреждения товара, упаковки и (или) обнаружена подмена, сотрудник склада:

  • Вновь фиксирует это на видеокамеру.
  • Отмечает категорию повреждения в накладной по приемке поступившего возврата.
  • Отправляет файл клиенту по интеграции.

Впоследствии бракованный возврат помещается на складе в отдельную зону хранения.

Ищем закономерности

Получается, что главные составляющие обработки возвратов с маркетплейсов — это:

  1. Видеосъемка на протяжении всей операции — от поступления грузового места на склад до размещения товара на основном стоке или в зоне брака.
  2. Обязательная фиксация на видеокамеру трех атрибутов — этикетка, механические повреждения товара/упаковки, подмена.
  3. Внимательный сотрудник, не первый год работающий на участке.
  4. Список характеристик, которые помогут выявить непригодные для продажи товары.
  5. Организованная зона хранения брака, расположенная поодаль от основного стока.

МОЛКОМ, следуя системному подходу, организует и другие операции по работе с поставками и заказами на маркетплейсах. Мы обрабатываем товары по схемам FBO и FBS для селлеров Wildberries, Ozon, Яндекс Маркета и Мегамаркета. Для ряда проектов выполняем отгрузки на нишевые маркетплейсы: Лемана ПРО (ранее Леруа Мерлен) и ВсеИнструменты.ру. О качестве работы МОЛКОМ скажет статистика:

  • В 2023-м 99,98% заказов отгружено без ошибок.
  • Менее 0,03% рекламаций поступило в компанию за прошедший год.

Если вы ищите фулфилмент-провайдера с экспертизой в 3PL и работе с заказами для eCommerce, свяжитесь с нами.